Конференция КИБРИФ

"Интернет. Бизнес. Конференции: маркетинг, реклама, монетизация

Предпроектная подготовка: зачем нужен сайт и какие задачи он может решать

Большинство заказчиков, которые приходили ко мне имели весьма общее, и, зачастую, неполное представление относительно причин создания сайта, а также круга задач, которые он призван решить в первую очередь.

Основные ответы заказчиков на вопрос «Зачем?» звучали следующим образом:

«Старый сайт морально устарел, а мы ведь солидная компания и нам нужен современный сайт»
«Я хочу начать продавать двери в интернете»
«Ну у нас уже есть интернет-магазин, он популярный, но мало кто покупает. Мне сказали надо улучшать поведенческие характеристики»
«Мы сделали ребрендинг, поэтому надо все переделать»
«Наш садик лучший в Москве, и я хочу, чтобы молодые мамы выбрали нас»
и т.п.
Казалось бы, все ответы вполне логичны. Однако при более детальном рассмотрении все не так просто.

Первый тезис: сайт — это прежде всего инструмент продаж, не зависимо от того является ли он, к примеру, интернет-магазином, или просто сайтом — «визитной карточкой».

Что же такое продажа?

Если быть до конца честными, стоит признать — конечному пользователю от нас ничего не нужно. Их интересует как с помощью предлагаемых товаров и услуг они могут решить свои проблемы и удовлетворить насущные потребности.

Второй тезис: продажа — это способ решения проблем и удовлетворения потребностей покупателя.

Что эта точка зрения меняет в нашем подходе? Давайте по порядку.

Допустим, мы приняли концепцию, что сайт, являясь инструментом продаж призван решать проблемы. Что дальше?

1. Определяем целевую аудиторию.

К сожалению, основной упор как правило делается на внешнюю аудиторию, при этом зачастую не учитывается тот факт, что сайтом пользуются также и внутренняя аудитория (непосредственно сотрудники компании)

Давайте для примера возьмем гипотетический интернет-магазин детских товаров, который занимается реализацией товаров по всей России. Попробуем выделить основные группы будущих пользователей:

опытные молодые родители детей до года;
неопытные молодые родители детей до года;
опытные молодые родители детей от года до трех;
неопытные молодые родители детей от года до трех;
опытные молодые родители детей от трех до шести;
неопытные молодые родители детей от трех до шести;
опытные молодые родители детей от шести;
неопытные молодые родители детей от шести;
друзья молодых мам и отцов, у которых нет детей;
будущие мамы;
старшие родственники;
небольшие магазины (юр лица);
наша бухгалтерия;
наша логистика;
наши менеджеры интернет-магазина;
генеральный директор (или любое другое лицо принимающее решение);
наш IT отдел;
администратор сайта.
Выделенные группы приведены условно. Уверен, что специалист из сферы торговли детских товаров указал бы другие группы, но в данном случае нам просто требуется удобный пример.

Определять аудиторию я советую методом «мозгового штурма». Метод мозгового штурма — это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

2. Дополняем нашу аудиторию подробным описанием: определяем возраст, пол, регион проживания, уровень дохода, место и устройство просмотра сайта и т.п., затем ранжируем группы по степени важности в порядке убывания.

3. Выявляем проблемы и потребности целевой аудитории.

Неопытные друзья родителей, скорее всего, будут иметь потребность быстро и легко найти подарок для ребенка. Огромный ассортимент товаров их пугает, они не разбираются в материалах, качестве.

Неопытные мамы могут переживать по поводу качества продуктов (например, детского питания) и нуждаться в более подробной информации о продукте.

Опытные мамы хотят тратить минимальное количество времени на покупки и повторные заказы.

Молодые мамы любят хвалиться новыми покупками перед подругами

Служба логистики должна вовремя узнавать потребности по доставке и мечтает избавиться от забывчивости менеджеров.

Бухгалтерия перегружена, приходится нанимать новых сотрудников по причине возросшего документооборота (особенно при сделках с юр. лицами).

Администратор сайта тратит много времени при наполнении сайта из-за неудобного интерфейса системы управления.

Менеджеры интернет-магазина злятся если товар, заказ на который они приняли по телефону впоследствии оказывается отсутствующим на складе.

Партнеры в регионах не хотят тратить много времени, набирая из месяца в месяц одну и ту же номенклатуру товаров на сайте.

Менеджеры по работе с партнёрами не справляются и путают заказы, забывают присылать вовремя счета и счета фактуры, их штат приходится постоянно расширять.

Собственник будет смотреть сайт на iMac 27’ и при этом он не любит острые углы в дизайне;

и т.д.
Как следует из приведенных выше примеров, разнообразных проблем и потребностей предостаточно. При этом я призываю начать с агрегации и структурирования проблем, но при этом не искать способов их решения. Когда все проблемы выявлены, надо их упорядочить по важности. Я не советую вам самостоятельно заниматься поиском решения этих проблем, т.к. хорошая веб-студия в ходе работ предложит вам набор возможных решений, и, скорее всего, они будут наиболее удачными, и, вероятно, неожиданными.

Найденные проблемы и потребности и представляют собой тот список задач, который должен являться основой требований к сайту.

Итак, резюмируем:

Для того, чтобы сайт успешно работал на благо компании необходимо подходить к его созданию с позиции задач, которые он должен решать, а не отталкиваться от своих «хотелок».

Надо помнить, что сайт призван решить проблемы не только клиентов, но и сотрудников компании-владельца.

Список сформулированных проблем, которые должен решать сайт является практически готовым проектным заданием для разработчиков.

Comments are closed.

Post Navigation