Конференция КИБРИФ

"Интернет. Бизнес. Конференции: маркетинг, реклама, монетизация

Неопределившийся или «Сделайте мне что-нибудь» (из цикла «Типы клиентов»)

Мы продолжаем описывать различные типы клиентов веб-студии. В прошлый раз нашим героем был Идейный клиент, который лучше всех знает, что ему нужно. Сегодня имеем честь представить вам его полную противоположность — клиента под условным названием «Неопределившийся» или «Сделайте мне что-нибудь».

Как правило, такие клиенты ищут профессиональных волшебников, или что-то вроде того. Их тайная фантазия — чтобы все могли угадать их тайные (опять-таки) желания. Причем сами они себе представляют конечный результат весьма размыто. Формулируют тоже.

Что ж — будьте готовы иногда брать на себя роль психотерапевта и проникать в чужое подсознание.

— Какие у Вас пожелания к дизайну баннера?
— Он должен меня манить!!!

http://www.clientsfromhell.ru

Основные черты «Неопределившегося»

1. Творческая натура, слабо знакомая с техническим аспектом жизни. Скорее всего, клиент не формулирует желаемое быстро и четко не потому, что издевается над вами, а потому что действительно слабо представляет себе практическую реализацию его идеи. Они представляют себе, какую реакцию пользователей должен вызывать их сайт, какую цель он преследует, но вот с выбором средств у них сложнее, поскольку иногда они и не знают «как оно вообще бывает».

2. Доверяют вам — по крайней мере, изначально. Заказывая ту или иную услугу, эти люди обращаются еще и за профессиональной консультацией, поэтому они изначально уверены — вы разбираетесь в интересующей их теме гораздо лучше, чем они («Идейные», если вы помните, считали так далеко не всегда). Неопределившиеся приходят с настроем на чудо, относятся к вам, как к авторитету.

Впоследствии же они могут критиковать и выражать разочарование — но избежать этого можно еще на первом этапе, если тщательно помочь клиенту четко представить себе желаемый результат.

Главный минус «Неопределившегося»

Полученный результат их, как ни странно, чаще всего разочаровывает. Выражено это будет чаще не в гневной форме, в отличие от «идейных», а с выражением легкой грусти на челе: «ну я думал(а), что вы выберете другой желтенький, а вы такой выбрали…».

Главный плюс «Неопределившегося»

Если же вы, помимо навыков программирования и дизайна, обладаете способностью читать чужие мысли, то этот клиент 100% ваш. За воплощение своего невысказанного желания он вознаградит и финансово, и отзывом, и как угодно еще.

Способы работы

Итак, мы уже выяснили, что в начале работы наша самая главная задача — выяснить, что наш клиент хотел бы видеть в итоге. В этой связи мне понравилось найденное на просторах интернета сравнение определившихся и неопределившихся в своих желаниях покупателей в магазине дверей и методов работы с ними.

Определившемуся можно задавать уточняющие вопросы, вроде вопросов о желаемом цвете, цене, покрытии. Неопределившемуся бесполезно задавать уточняющие вопросы сразу — сначала ему нужно рассказать (и показать на конкретных примерах), что двери бывают такие-то и такие-то, классика и модерн (и что эти умные слова означают — на наглядном примере), как выглядит натуральное покрытие, а как — искусственное, и т.д.

То же самое в сфере создания сайтов. Заполнение брифа чаще всего ставит таких людей в тупик — слишком уж все туманно и непонятно. Необходима длительная очная консультация, в которой вы показываете на конкретных примерах из собственного портфолио, как реализуются те или иные задачи, делая упор на те, которые предположительно могут пригодиться клиенту.

Слишком не нагружайте его техническими подробностями, главное — сформировать у него (и у себя) визуальную картину будущего сайта (баннера, фирменного стиля и т.д.) и обеспечить максимально полное совпадение этих картин.

Ну и конечно, в помощь вам обоим — ТЗ, написанное максимально подробно и профессионально.

Кроме того:

Со стоимостью также необходимо разъяснить все «на берегу», и желательно тоже по пунктам. Не потому что этот человек считает каждую копейку, а потому что о финансовой стороне создания сайта он тоже может знать слишком мало, и конечная стоимость может оказаться для него сюрпризом.

Всячески поощряйте высказывание клиентом собственных идей и пожеланий. Зачастую ваши примеры, подробная консультация, участие и вежливость помогают ему представить себе результат более-менее отчетливо и самому начать предлагать идеи. Обязательно берите их на вооружение и помогайте увязать их с имеющейся картиной.
Итак, вы наверняка снова узнали своих заказчиков в этом описании — поэтому делитесь своими ценными комментариями, случаями из жизни и практическими рекомендациями. Продолжение следует…

Comments are closed.

Post Navigation